Образование и наука 18:17, 12.12.2016
Если вы заметили, формат форсайта предполагает два уровня экспертов. Первый уровень – это модераторы, выполняющие, может, не столько глубоко экспертную, содержательную функцию, сколько функцию удержания в заданных рамках, функцию корректировки поведения участников.
Второй уровень – это непосредственно группа экспертов, перед которыми была поставлена задача проводить скрининг тех обсуждений, которые ведутся в группах, и при необходимости помогать участникам в формулировании и оформлении их идей. Очевидно, что эксперт не должен подменять собой коммуникацию в группах. Хотя должен признаться, мне иногда очень сложно удержаться в отстраненно-экспертной позиции, и я немного выходил за ее рамки. Мне показалось, что мои дополнения были уместны и с благодарностью восприняты участниками.
24: Вы сопровождали какую-то конкретную группу или по очереди подходили к каждой и консультировали?
Я выполнял функцию «блуждающего эксперта». Есть понятие «играющий тренер», а я был «блуждающий эксперт» и курсировал возле всех трех групп секции «Человеческий капитал». Одной из групп я уделял больше внимания, чем остальным, там была необходимость в налаживании процесса коммуникации, а одну из групп на определенном этапе я просто «отпустил», поскольку видел, что идет очень конструктивный процесс обсуждения, и лучшее, что я могу сделать как эксперт – не вмешиваться.
24: Что сподвигло вас вот так взять и приехать в Чебоксары?
В Чебоксарах я уже давно бываю, хорошо знаком с организаторами форсайта, участвовал в реализации нескольких общественно значимых проектов на территории республики.
Было много семинаров, тренингов. Во время форсайта ко мне подходили люди, здоровались, с некоторыми из них мы сталкивались в процессе работы более 10 лет назад. Было очень приятно. Так что с Чувашией я связан уже много-много лет.
Форсайт – очень продвинутый формат проектирования будущего, но для продвинутой аудитории. Браться за форсайт, не имея достаточного уровня проектной культуры, немного рискованно. Недостаточно просто нарисовать радужные картинки. Те бизнес-проекты, которые уже были намечены, они и так пойдут дальше (Нодари, по-видимому, имеет в виду проект в области ветроэнергетики, представленный на форсайте – «24»).
А вот некоммерческие проекты могут столкнуться с проблемами, скажем так, мелкоинструментального характера. Написать нужный текст, рассчитать бюджет и так далее.
24: Однако со стороны АСИ прозвучало, что проектам будет оказана поддержка…
Поддержка – это хорошо. Мы оказываем поддержку ребенку, когда он учится ходить. Но здесь очень важно, чтобы в определенный момент проект заработал самостоятельно.
У меня вызывает опасение тенденция участников форсайта к обозначению трендов, которые невозможно контролировать на региональном уровне. В условиях очень сильной неопределенности – экономической, бюджетной, очень сложно планировать надолго.
Вообще, я бы назвал наше время (к сожалению) – временем сокращения горизонтов планирования. На мой взгляд, сейчас надо намного меньше внимания уделять долгосрочному планированию и намного больше - тому, что я называю мелкой моторикой проектирования.
Небольшими успешными проектами начинать сдвигать ситуацию в лучшую сторону. Наша огромная страна влияет на наше мышление, и глобализм, в том числе временной, постоянно присутствует в нашем сознании. Мы хотим построить светлое завтра. И забываем, что многое можно сделать сегодня, двигаясь маленькими шажками, день ото дня, из месяца в месяц. Мы должны освоить мелкопроектную деятельность, без нее не будет больших изменений.
24: Вы такой эксперт-скептик, а не эксперт-энтузиаст…
Если бы я не был энтузиастом, я бы давно перестал заниматься тем, чем занимаюсь. Я 25 лет занимаюсь социальным проектированием и рассматриваю это как миссию. Но мне кажется очень рискованным не принимать во внимание общих изменений. Я стал внимательнее относиться к совокупности рисков. Именно поэтому я не доверяю ни одному, даже самому надежному источнику.
Суждение эксперта всегда строится на информации, полученной из нескольких источников, минимум из трех, согласно принципу триангуляции.
Сейчас очень модно изучать лучшие практики, но я не сторонник этого подхода. Есть такое выражение: «Самый ценный опыт – у погибшего бойца». Поэтому надо изучать ВСЕ практики, надо изучать ВСЁ.
Хороший и плохой опыт – не важно, важен сам опыт, он самоценен. К изучению лучших практик я отношусь критически, потому что люди, представляющие свой опыт как лучший, как правило, рисуют глянцевую картину.
По опыту собственных проектов могу сказать, что подчас важны именно сложности, с которыми ты сталкиваешься и то, как ты реагируешь. Какие подходы, инструменты, решения ты нашел, чтобы выправить ситуацию.
Марина Михайлова, специально для «Чебоксары24»
Фото: facebook.com
Популярное
Новости Чебоксар
Блоги и соцсети
Здравоохранение
Образование и наука
Происшествия
Строительство
Судебная хроника
Торговля
Транспорт
Цифры
Экономика и бизнес