Общество 13:29, 24.05.2018
Совсем недавно в издании «Взгляд» муфтий и член Общественной палаты России, председатель Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов заявил, что поддерживает законопроект Госдумы, приравнивающий преподавание родных языков к факультативам
«Некоторые то ли специально это говорят, то ли пока не изучили закон, и поэтому утверждают, что эти уроки сведут чуть ли не до уровня факультатива. Нет, это будет не факультатив. Это будут полноценные уроки, будут преподаваться языки. Здесь должен быть выбор: какой человек выбирает, такой он и изучает», — заявил Крганов.
Ильнур Ярхкмов
Далее он намекает, что закон принимают, потому что в нём есть нужда — где-то в России принуждают учить родные языки народов. То есть, по его логике, у закона не было бы общественного запроса, не будь обязательного преподавания родным языка https://www.split.lviv.ua/show-bar.
Уважаемый Альбир хазрат не ставит ли здесь случаем телегу впереди лошади? А что насчёт обязательного преподавания английского, французского и немецкого языков? Может по ним тоже отдельный закон принимать, чтобы их преподавания не шло во вред преподаванию русского?
Ответ на этот вопрос хотелось бы узнать от Альбира-хазрата, выходца из древнейшей татарской деревни Шыгырдан, которая волею судеб и политико-географических хитросплетений времен госстроительства СССР оказалась в составе республики Чувашии. Кстати говоря, деревня Шыгырдан начинает своё летоисчисление ещё с начала XVII века. Деревню основали служилые татары Касимовского ханства. В последние года нашего тысячелетия, к сожалению, в селе стал заметен отток населения.
Но Шыгырдан продолжает стоять в одном ряду с такими крупными татарскими сёлами, находящимися за пределами Татарстана, как село Барда в Пермском Крае, Средняя Елюзань в Пензенском области и Белозёрье в Мордовии. Эти села – последние бастионы татар за пределами Татарстана, которые сегодня защищают их от ассимиляции и других глобализационных процессов, размывающих национальную идентичность.
Тут сама судьба должна была диктовать Альбиру Крганову встать на сторону защиты национальной идентичности народов России, на защиту их языков и культуры, на богатое этническое многообразие нашей страны. Но Альбир хазрат не думает о татарах, шыгырдановских татарах и тем более о чувашах и чувашском языке.
Все его рассуждения сводятся к тому, что «я сам татарин, татарский знаю, и вообще я молодец». Вот, вчитайтесь в его комментарий: «Я, например, по рождению татарин и мусульманин и этим горжусь. Я знаю свой язык и изучал его в школе по два часа в неделю, и дома изучал. Я считаю, что этот язык мне необходим в общении со своими соплеменниками, знаю еще пару языков».
А как же чуваши? Альбир хазрат, сколько сегодня в Чувашии чуваш разговаривают на своём родном языке? Вы понимаете, что своими заявлениями по поводу этого законопроекта берёте ответственность и поводу чувашского языка? Ведь закон касается не только татар и татарского.
Альбир Крганов
Вы, как общественный деятель, выходец из республики Чувашии, должны выражать в Москве интересы всех народов, населяющих ту территорию, из которой происходите, а не только гордится, что вы татарин и знаете татарский.
Чуваши татарам братский народ, мы вместе исходим из большой тюркоязычной семьи. Конечно, нас в будущем ещё ждут бушующие волны глобализации, когда отстаивать национальную идентичность будет всё тяжелее и тяжелее. У татар есть ещё небольшой запас силы помимо языка – это ислам, культура и литература, татарские имена и фамилии. А вот чувашам непросто.
Имена и фамилии русские, по религии — основном преобладает православие. Только чувашский язык делает из них настоящего чуваша. Однако новый закон его сделает этнографической декорацией республики, не более.
Одумайтесь, Альбир хазрат, не берите грех на душу, не судите за чувашский народ и за их язык и подумайте о татарах Шыгырдана.
Ильнур Ярхамов, специально для «Чебоксары 24»
Популярное
Новости Чебоксар
Блоги и соцсети
Здравоохранение
Образование и наука
Происшествия
Спорт
Строительство
Судебная хроника
Торговля
Транспорт
Цифры
Экономика и бизнес