18.04.2024 15:46

USD

EUR

Чебоксары

«Разрешите представиться – Маяковский». Рецензия

Архив 20:44, 29.07.2016

28 июля в Чебоксарском камерном театре состоялся моноспектакль Игоря Милосердова «Разрешите представиться – Маяковский»

Он стал для зрителя истинным открытием. «Это Маяковский?» - спрашивает себя потрясенный зритель (точно также он восклицает «Это Чехов?» на спектакле «ЧеховТанго»). За привычными штампами, навязанными нам школьными учебниками, вдруг обнаруживается совсем другой Маяковский и не услышанные нами когда-то стихи, где каждая строчка – обнаженный нерв, любовь, страсть, страдание, удивительное понимание жизни и людей и потрясающее чувство юмора. Сам Игорь Милосердов говорит, что настоящего Маяковского мы просто не знаем. Убитый трижды  /></a>«<i>Маяковский – поэт, которого убивали трижды</i>. - говорит режиссёр. –<i> Первый раз – физически, когда он <b>выстрелил себе в сердце.</b> Его убила действительность, в которой он <b>уже не мог существовать</b> как поэт. Впрочем, вполне возможно, что он не сам нажал на курок - правды мы, видимо, <b>никогда не узнаем.</b> Второй раз его убил <b>Сталин</b>, собственной рукой начертавший в 1935 году: Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи". С этой фразы Сталина началась советская канонизация Маяковского, которая выхолостила из него все живое. Из поэта сделали икону, мумию, его возвели на пьедестал. В третий раз Маяковского убили в конце восьмидесятых, когда сбросили с этого пьедестала, как часть наследия ненавистного времени. А между тем Сталин был прав. Именно Маяковский творил, создавал эстетику новой эпохи. Он был созвучен революции, и своими стихами строил мир, в котором большинство поэтов не находили себе места. Маяковский - созидатель, в отличие от Есенина, например». Уникальный спектакль Спектакль уникален тем, что Игорь Милосердов выступает в нём и как режиссер, и как актер и как автор текста, что на российской сцене мало кто делает. Это триединство, когда литературный материал, режиссура и актерская игра находятся в одних руках, определяет удивительную целостность спектакля, не оставляя зазоров, шероховатостей и неточностей. Текст скомпонован из автобиографии Маяковского, воспоминаний о нём и собственно поэтических строк. Эти отрывки складываются в мозаику спектакля, которая разворачивает для зрителя последовательный рассказ о поэте и его жизни. Но рассказ этот – одновременно и диалог Маяковского с его современниками, где за каждым кусочком воспоминаний о поэте следует подтверждение или опровержение из его собственных уст – поэтическое, стихотворное. Этот диалог создает немыслимое напряжение и великолепный ритм спектакля. «Я пожалел зрителя…»  /></a>Игорь Милосердов признается, что первоначальный материал, который ему хотелось поместить в спектакль, составил бы <b>почти четыре часа</b> времени актера на сцене и зрителей в зале. «<i>Но я пожалел зрителя</i>», -улыбается он. Материал <b>пришлось резать</b>, оставив лишь самое-самое и уместив действие в полуторачасовой спектакль.

Режиссура и сценография камерного театра <b>изначально минималистична.</b> В спектакле «<i>Разрешите представиться – Маяковский</i>» набор художественных средств <b>не содержит ничего лишнего.</b> Режиссерские решения кажутся такими простыми, такими очевидными, что невозможно себе представить, как можно было бы сделать это по-другому. Это и есть профессионализм высшей пробы. В постановке освещения и звука, в том, как использован экран, в немногочисленных деталях содержатся <b>удивительные находки</b>, удерживающие «нерв» спектакля, и не отвлекающие от главного – актера в круге света и произносимого им поэтического текста.

<b>Проверка на литературную чувствительность</b>

<a href= /></a>Актерская работа <b>потрясает и завораживает.</b> Моноспектакль – это значит, что актер каждую минуту на сцене, для него нет ни единой паузы. Работая со сложнейшим текстом и с каждой минутой усиливая <b>эмоциональный накал</b>, Игорь Милосердов добивается того, что полтора часа спектакля проходят <b>на одном дыхании.</b> Зритель уходит, потрясенный и оглушенный, с комом в горле, не в силах выразить свое впечатление от спектакля – слишком сложно подбирать слова, когда тебя <b>захлестывают эмоции.</b>

Премьера спектакля состоялась 16 апреля 2015 года - больше года назад. За это время он сыгран <b>более пятнадцати раз.</b> Среди зрителей есть и такие, кто приходит на спектакль по второму разу – чтобы снова <b>перебрать </b>строчку за строчкой, от начала до конца блистательной и трагической жизни великого поэта.

P.S. Вообще, тексты Маяковского – отличная <b>проверка человека</b> на некую литературную чувствительность, развитость филологических рецепторов. Услышать ритм его стихов и понимать мельчайшие оттенки смыслов при самостоятельном <b>прочтении текста</b> с листа дано не каждому и не сразу, потому Маяковский остается <b>непонятен и нелюбим</b> для многих. И именно поэтому так важно услышать стихи со сцены, где каждое слово и пауза <b>выверены с филигранной точностью.</b> Услышать «вживую» и в контексте, в напряжении и эмоции. Если у вас есть дети-подростки, возьмите их на этот спектакль обязательно.
<b>
Марина Михайлова, специально для «Чебоксары24»</b>

Фото: Geometria
<script async src=