29.03.2024 11:02

USD

EUR

Чебоксары

Режиссёр Чебоксарского художественного театра Антон Савельев: Производство сказки – один из самых сложных процессов

Культура 15:36, 12.04.2017

Антон Савельев12 апреля в Чебоксарском художественном театре состоится премьера спектакля по пьесе американского драматурга Тенесси Уильямса. В преддверии премьеры «24» беседует с главным режиссером и художественным руководителем театра Антоном Савельевым

24: Бытует мнение, что ЧХТ – театр сугубо коммерческий, что вы берете изначально только пьесы, «обреченные» на коммерческий успех: мелодрамы, комедии положений, либо пьесы, которые, как квест, «держат» зрителя загадкой и  интригой («Метод Гронхольма»), - и поэтому в вашем репертуаре никогда не появится классики.

- Во-первых, я любому театру рекомендовал бы брать пьесы, которые заранее обречены на коммерческий успех. Что бы мы не говорили, а успех театра делает зритель, и спектакли, на которые не приходит зритель, не имеют смысла. Мы строим свой театр «снизу», от зрителя. Все деньги, которые у нас есть – это те деньги, которые заплачены за билеты, с этих денег мы платим зарплаты, содержим помещение, ставим новые спектакли. У нас нет государственных бюджетов на постановки. Поэтому мы четко понимаем, что если зритель не получит ту эмоцию, за которой пришел, он к нам больше не придет, и мы его потеряем. У нас нет и рекламных бюджетов. Единственным ресурсом для нас является наше имя и сарафанное радио. Если зритель уходит довольным, мы можем дальше работать. Здесь еще очень важно не «упасть ниже зрителя», не дать ему возможности нам посочувствовать, пожалеть и снисходительно сделать скидку. Мы стараемся держать баланс между искусством и понятностью этого искусства в качестве сюжета, истории, актерской игры.

«Не должно быть стыдно перед Чеховым, Гоголем, и Толстым...»

Во-вторых, это неправда, что у нас не появится классики. К классике я отношусь с большим пиететом. Больше семи лет я отработал в театральной системе России, я видел достаточное количество классики, после которой хотелось плакать. Было по-человечески обидно за Чехова, Толстого, Горького… С тех пор у меня в голове стоит этот пунктик, я понимаю, что если возьмусь за классику, то это надо делать так, чтобы не было стыдно перед Чеховым, Гоголем и Толстым. Это пиетет и груз ответственности перед русской классической культурой, чтобы начать работу, надо набраться определенной режиссерской смелости. В то же время я понимаю, что театр не должен превращаться в музей, мы должны найти некий язык, понятный современному зрителю. Поэтому в планах у нас из русской классики – Чехов, из мировой классики – Шекспир, и мы хотим еще попробовать советскую классику – это Вампилов. Спектакль, премьера которого состоится на днях – это тоже классика, зарубежная, американская драматургия. Тенесси Уильямс, на мой взгляд, это лучшее, что есть в американской драматургии. Он зацепил меня тем, что это очень чеховский драматург.

24: Давайте немного подробнее о премьере.

- Это, пожалуй, самая скандальная пьеса Тенесси Уильямса, но я сделал акцент на другом, и скандальность ушла на задний план. Как режиссер я рассказываю ту же историю, но немного о другом. Это спектакль, который я долго вынашивал и очень давно хотел поставить. Это спектакль, в котором я чувствовал себя свободным художником. Мне очень нравится этот текст, очень нравится эта история. 12 апреля приглашаем на премьеру.

Антон Савельев 24: В вашем театре много работали и работают актеры русского драматического театра. А собственный актерский состав вы формируете?

- Да, при нашем театре действует Актерская школа. Я сторонник очень интенсивного обучения. Когда человек начинает учиться актерскому мастерству, ничто не заменит ему практику. Поэтому, приступив к занятиям в актерской школе 1 июля, мы в ноябре уже вывели их на сцену. Детская сказка «Трям, здравствуйте!» полностью поставлен силами воспитанников актерской школы.

24: Планируется еще что-то для детей?

Производство сказки – один из самых сложных процессов. Казалось бы – что здесь сложного? Детская сказка, детский текст…  Но не надо забывать, что ребенок - очень требовательный зритель, особенно современный ребенок, который с ютубом знакомится раньше, чем с Пушкиным. Мы понимаем, что за этого зрителя надо бороться, и начинать это делать с раннего возраста.  «Трям, здравствуйте!» на данный момент самый дорогой спектакль в нашем репертуаре – и с точки зрения бюджета, и с точки зрения временных затрат на его подготовку. Этот спектакль еще не скоро выработает свой потенциал, поэтому в ближайшее время новых детских спектаклей мы не планируем. Скорее мы готовы поставить что-то не чисто детское, а семейное – спектакль, на который можно прийти всей семьей, чтобы было интересно и детям, и взрослым.

24: В марте состоялась премьера подростковой драмы «Сказки сквозь камни», спектакль получил очень хорошие отзывы.

-  Да, мы единственные в городе поставили такой спектакль, все почему-то боятся затрагивать эту тему, а между тем недавние события в стране показали, что это очень актуально. Что происходит с нашими детьми? – ответ на этот вопрос лежит в плоскости «что происходит с нами».

Мы хотим, чтобы творческие люди имели возможность реализовать себя в родном городе

24: Чтобы поставить подобный спектакля, все-таки, нужен соответствующий актерский состав.

- Да, спектакль «Сказки сквозь камни» был сделан молодыми актерами и молодым режиссером, студентами института культуры. Молодежный состав предопределил искренность и успешность спектакля. Когда мы взялись за эту работу, и я увидел первые этюды, я прямо сказал ребятам, что как актеры они пока не так сильны, но спектакль получится, если каждый будет рассказывать историю, которая его задевает до глубины души. Получилось неплохо, и возник неожиданный эффект: меня приглашали педагоги на встречи с подростками, поговорить о причинах суицида. Вместо этого я пригласил их на спектакль.

Антон Савельев

24: С молодым составом будут еще проекты?

- Я на это очень надеюсь. Но для этого должны правильно «совпасть звезды»: должен возникнуть материал, который окажется им близок, и который попадет в концепцию театра. Я очень надеюсь, что такой материал найдется. Несколько пьес мы с Иваном Лукиным уже рассматривали, но окончательное решение пока не принято. Спектакли с молодым составом обязательно будут, это часть политики нашего театра – мы хотим, чтобы творческие люди имели возможность реализовать себя в родном городе, а не пытались уехать отсюда. Мы заинтересованы в новых творческих проектах, мы готовы быть платформой для разных творческих команд, самое главное, чтобы это совпадало с нашим представлением об искусстве, о миссии театра, о том, чо он должен рассказывать. Кроме того, у нас есть определенный уровень, планка, которую мы перед собой ставим, нам важно, чтобы новые проекты держали эту планку.

Марина Михайлова, специально для «Чебосары24» Фото: ЧХТ