19.03.2024 06:10

USD

EUR

Чебоксары

«Из этого кризиса мы выйдем другими»: Президент Союза делового и культурного сотрудничества «Волга-Рейн» Константин Маскевич о коронавирусе, санкциях, и бизнес-партнёрстве чувашских компаний с европейцами

Экономика и бизнес 10:49, 20.04.2020

В январе 2020 года в Чувашии появилась новая некоммерческая организация: Союз делового и культурного сотрудничества «Волга-Рейн». О целях и задачах, о коронавирусе и санкциях, о текущей ситуации и перспективах «Чебоксары24» побеседовал с Президентом Союза Константином Васильевичем Маскевичем

Удивительно, что то время, когда закрываются границы, экономики многих стран ставятся на паузу, когда от новостной ленты ощущение полной неопределенности, находится кто-то, кто делает ставку на развитие деловых и культурных контактов.

Любое стечение обстоятельств нужно использовать в свою пользу. Зато сейчас есть возможность спокойно осуществлять стратегическое планирование. Давайте формировать партнерские сети для будущего взаимодействия, подготавливать почву, закладывать фундаменты. Самое время, по-моему.

Но ситуация с коронавирусом всё-таки повлияла на деятельность Союза?

В начале марта заработал наш сайт, и это совпало с объявлением первых карантинных мер в Москве. На март у нас были запланированы две бизнес-миссии – из Баварии в Поволжье и из Поволжья в Германию. Наши немецкие партнеры из-за карантинных мер были вынуждены отменить поездку и сдать билеты буквально в самый последний момент. Однако мы поддерживаем контакты и наши оффлайн встречи продолжатся сразу, как только это станет возможно. А сейчас мы ведём большую подготовительную работу с обеих сторон. На осень у нас запланировано участие чувашских предприятий в одной из крупнейших промышленных выставок в Мюнхене, планируется визит представителей баварских предприятий в Чувашию. Мы представили наш проект в немецких бизнес-журналах и получили хороший отклик. Наша партнерская сеть расширяется – как за счет российских участников, так и за счет зарубежных.

Ощущение паники, возникающее у многих предпринимателей, чей бизнес сейчас под угрозой, мне очень понятно. Мы переживали подобный опыт – когда все рушится и обнуляется, и уже не раз: в начале 90-х, в 1998 году, в 2008 году. Это повторяющиеся циклы. Обновление всегда идет через кризис.

Нужно понимать, что из нынешнего кризиса мы выйдем другими – общество изменится, методы ведения бизнеса изменятся, методы взаимодействия, методы продаж. Рождается совершенно другая архитектоника взаимодействия и управления. Например, рабочий день каждого руководителя – это на 70-80% прямое и непосредственное взаимодействие с людьми, управление через общение, контроль через общение. А теперь во многих бизнесах каналы управленческого воздействия кардинально меняются.  Хорошо чувствуют себя те, кто уже успел выстроить всё по-другому. Но таких мало.

Какие задачи ставит перед собой Союз “Волга-Рейн”?

Одна из наших задач здесь, в Приволжском округе – переломить нашу зацикленность на внутреннем рынке. Это заложено в мышлении. Если китайская компания, разрабатывая и запуская новый продукт, думает в первую очередь о крупнейших рынках - США, Евросоюз, а потом о более мелких, то наши бизнесмены думают только о российском рынке, и часто даже только о локальном. А между тем у многих российских производств есть потенциал для того, чтобы пробиваться на другие рынки. Для Евросоюза точно есть.

Другая задача – принести в регион новую производственную культуру. Германия – это всегда высокотехнологичное производство, когда на большой цех есть 100 сборочных автоматов и всего 5-6 человек, их обслуживающие. У нас, к сожалению, при том же объеме производства задействовано 500-700 человек, и производительность труда в 15-25 раз ниже. Именно в этом нам может помочь партнерство с передовыми европейскими компаниями – в повышении эффективности, уменьшении себестоимости, в выводе производства на новый высокотехнологичный уровень.

Кроме того, если смотреть в будущее, нам нужно создавать совместные производства. Почему немецкие компании размещают свои предприятия в Польше, Словакии, Румынии, а не в России? Давайте совместно работать над тем, чтобы передовые производства были в нашей республике!

А есть какие-то конкретные предложения со стороны немецких партнеров?

Да, у нас уже сейчас есть портфель заказов для наших предприятий от немецких компаний, в первую очередь для предприятий чебоксарского электротехнического кластера. Но путь от первых контактов к предварительному заказу, потом от переговоров к подписанию контракта – он непростой. Функция Союза - помочь, облегчить и по возможности ускорить приход наших компаний на европейский рынок. Мы – это мост для партнерства, возможность быстро перейти к реальной совместной работе.

В чем сложности? И каким образом помогает Союз?

Для наших предприятий, работающих с зарубежными партнерами, главная сложность - правильные коммуникации. Для успешной сделки с европейским предприятием нужно правильно выстроить переговорную стратегию, а здесь важно знание и понимание их традиций ведения бизнеса. Деловой этикет - не совсем удачный термин, я бы сказал – деловой менталитет – под него надо подстроиться.

Поэтому мы создаем наши представительства в Германии. На данный момент представительства есть в Мюнхене, Лейпциге и во Франкфурте-на-Майне. Через наше представительство в Мюнхене мы имеем доступ к деловой инфраструктуре Баварии и остальной части Юга Германии, через Франкфурт-на-Майне - к мощнейшему промышленному кластеру земли Северный Рейн - Вестфалия, а через представительство в Лейпциге мы работаем на территории бывшей ГДР.

Санкции, которые введены Евросоюзом в отношении России, каким-то образом влияют на деятельность Союза? Они препятствуют бизнес-контактам или никак не сказываются?

Безусловно, санкции влияют.  Из моего личного опыта – мы однажды не смогли купить кое-какое высокотехнологичное оборудование в Германии, были вынуждены закупить подобное в Италии. Санкции влияют на уровень доверия. По моим наблюдениям, наибольшие опасения в отношении ведения бизнеса с Россией есть у небольших предприятий. Чем крупнее бизнес, тем меньше он боится работать с нами, тем больше открытость и уровень доверия. В промышленной сфере немцы рассматривают нас как серьезных партнеров, и они недовольны, что развитию партнерства чинятся препятствия. В частной беседе, на уровне руководителей мне доводилось слышать критику в адрес политиков, вмешивающихся в дела бизнеса. И в целом, как ни странно, немцы куда более открыты сотрудничеству, нежели наши предприятия. Даже в сегодняшней ситуации закрытия границ они охотно участвуют в нашей виртуальной выставке.

Союз продает свои услуги?

У нас не стоит задачи продавать, по статусу мы некоммерческая организация. Мы не для продаж. Наша миссия в другом – обеспечивать взаимодействие и строить совместный бизнес предприятий ЕС и России. У России есть интеллектуальный капитал, человеческие ресурсы, ЕС обладает прекрасным технологическими возможностями. На объединении этих двух составляющих нужно строить совместный современный высокотехнологичный бизнес. Новые предприятия, модернизация существующих, новые рабочие места с высокими зарплатами – всё это будет способствовать развитию и процветанию республики.