28.03.2024 22:42

USD

EUR

Чебоксары

Депутаты Госдумы потянули за язык: парламентарии предлагают сделать национальное образование в регионах добровольным

Образование и наука 15:25, 19.04.2018

Парламентарии внесли законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

По идее авторов законодательной инициативы, среди которых два депутата от Чувашии Алёна Аршинова («Единая Россия») и Олег Николаев («Справедливая Россия»), образование на родном языке в национальных регионах должны вестись исключительно на добровольной основе, по письменному заявлению родителей и только в пределах тех возможностей, которые предоставляет сама система образования (читай конкретная школа – «24»).

Язык на общественных началах

По мнению парламентариев, такой подход позволит «сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения», а также «возможности изучения госязыков республик, предусмотренного законодательством страны, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства». Иными словами, свобода изучения чувашами, татарами, марийцами, тувимцами, или мордвой родного языка должна простираться не дальше свободы изучения русского. Но так в идеале. Действительность по-прежнему остаётся немного жёстче либеральных формулировок.

Николаев Аршинова

Алёна Аршинова и Олег Николаев: кто их тянул за язык?

Татарский телеграмм-канал «Шалтай-Бабай», например, убеждён, что законопроект трижды ограничивает право на получение образования на родном языке. «Во-первых, задекларированным «ущербом», которым нерусское преподавание несет системе образования. Во-вторых, пределами возможностей системы образования. Если преподавание на нерусском языке является добровольным, то значит системе оно не нужно. Вот и все пределы возможностей. В-третьих, заявлением родителей и потребностями ученика.  А зачем родителям настаивать на обучении своего ребёнка на родном языке, если он по факту будет в классе и в школе в меньшинстве», - уверяют авторы телеграмм-канала.

«Множество проклятий ждёт нас…»

«24» опросил традиционных собеседников в Чувашии об отношении к законопроекту. Не отражающим интересы народов России находит законопроект чувашский политик Юрий Осокин. «Этот закон ожидаемо столкнёт татар и башкир, чувашей и мордву, марийцев и бурят с русскими. Призывы к свержению власти, действия, ведущие к национальной розни, дискриминация по национальному и языковому признаку – всё это преступные действия в России», - убеждён собеседник.

Он также выражает сожаление тем, что практически полное отсутствие чувашей в Госдуме печальным образом сказывается на реализации российской национальной политике. «Думаю, что народы России осудят влияние выдвиженцев Чувашии и множество проклятий ждёт нас за это в будущем от всех народов», - резюмирует Осокин.

Иначе воспринимает законодательную инициативу «единоросов» зампредседателя комитета Госсовета Чувашии по социальной политике и национальным вопросам, депутат Госсовета ЧР от фракции КПРФ Григорий Данилов.

«Принимаемый федеральный закон должен внести ясность в тему изучения национальных языков, а не являться “яблоком раздора”. Понятно, что на федеральном уровне есть желание отрегулировать отношения с изучением национальных языков в регионах России. Считаю, что при принятии такого федерального закона в первую очередь надо слушать и слышать мнение национальных регионов», - говорит собеседник.

Григорий Данилов

Григорий Данилов

Что касается вопроса об ущербе, которое национальное образование может нанести изучению русского языка, то, по словам Данилова, регион может самостоятельно решать сколько часов в неделю преподавать национальный язык тем, кто его изучает. Вопрос о возможностях системы образование «также может разработать субъект федерации самостоятельно, т.к. в зависимости от региональных особенностей и надо определять эти пределы».

Смерть придёт раньше

«Формулировку, касающуюся заявления родителей с просьбой предоставить возможность ребёнку изучать родной язык, также предлагаю сделать обратной. Заявление писать должны те родители, кто не хочет, чтобы его ребенок изучал национальный язык того региона, где они проживают. Имеют они право на добровольное право изучения языка, так и реализуют его написанием заявления. При учете мнения регионов федеральный закон внесет ясность в тему изучения национальных языков и прекратит споры по этому важному и болезненному, для регионов, вопросу», - резюмирует Данилов.

Гвоздём в крышку гроба национальных языков в России называет законопроект о добровольном изучении национальных языков правозащитник Алексей Глухов.

«В России национальные республики давно уже утратили свой суверенитет и повлиять на этот законопроект уже не смогут. По форме, этот законопроект лишь придаёт законный статус образовательному стандарту, который стали вдруг исполнять в прошлом году», - считает собеседник.

Алексей Глухов

Алексей Глухов

«А по сути это очередной гвоздь в крышку гроба национальных языков в России. В течение нескольких лет количество родителей желающих написать заявление о праве на родной язык будет снижаться, а в последующем в школах не останется и педагогов. В глобальном мире родители не заинтересованы, как правило, в дополнительном предмете, который не имеет практического применения», - добавляет он.

Национальная катастрофа

По мнению Глухова, рано или поздно российское общество и без этого закона стало бы коллективным свидетелем «смерти» родных языков, только с законом «смерть» придёт раньше.

«Единственный плюс – это возможное исключение "родного русского языка" как предмета, который появился в прошлом году и выглядит дико и неуместно в школьной программе. Языковые национальные меньшинства в России сейчас могут в последний раз побороться за обязательность изучения своего родного языка. Иначе останутся только кружки и конкурсы. Все это понимают и большинству это безразлично», - убеждён правозащитник.

Катастрофические последствия реализации законодательной инициативы сулит блогер Андрей Фёдоров.

Андрей Фёдоров

Андрей Фёдоров

«Отказ от обязательного изучения языка и существенное снижение объемов преподавания по родному языку приведет к катастрофе. Мы и наши дети впитываем с раннего детства те слова, которые произносят окружающие. Считая чувашский язык родным, человек вливается в ту общность людей, для которых этот язык также является родным. А затем он уже осознанно учит родной язык, устный и письменный, постигает родную литературу. Так происходит национальная самоидентификация», - говорит собеседник.