Общество 22:07, 24.07.2017
По приглашению общественной организации «Комитет гражданских инициатив» известный российский политик, президент Общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил» Леонид Гозман выступил в Чебоксарах с лекцией «К 100-летию революции: есть ли шанс у России?» «24» побывал на встрече с известным российским политиком
Лекция состоялась в конференц-зале отеля «Ибис» и собрала несколько десятков человек: историков, журналистов, общественных деятелей, гражданских активистов и местных оппозиционных лидеров.
После краткого рассказа о себе и своей политической деятельности Леонид Гозман перешел непосредственно к обозначенной теме, предварив ее цитатой из стихотворения известного русского поэта Олега Чухонцева: «И предчувствие близкой беды открывается в русской равнине».
Насколько близка вероятность спустя столетие после русской революции вновь пережить потрясение основ государственного и политического строя, каков прогноз дальнейшего развития событий и каковы его предпосылки – обо всем об этом Леонид Гозман говорил развернуто и подробно, повторив, по сути, многое из того, что публикуется в экспертных оценках и звучит в либеральном общественном дискурсе.
Системный кризис в развитии страны характеризуется такими факторами, как стагнация в экономике, милитаризация, ставка на архаику, технологическая отсталость, снижение качества жизни населения, неравенство и коррупция, изоляция страны и ее непривлекательность на международном уровне.
Гозман рассуждал о причинах этих явлений и основаниях для построения прогнозов. Однако, как дьявол кроется в деталях, так самое интересное всегда проявляется в вопросах и ответах после окончания лекции.
В современной политической дискуссии сложно обойти вниманием деятельность Алексея Навального, и вопрос об отношении лектора к личности Навального прозвучал одним из первых. Несмотря на наличие «некоторых вопросов» к лидеру антикоррупционного движения, Гозман склонен поддержать Навального как «стенопробивную машину», и даже готов проголосовать за Навального в случае его участия в президентских выборах. Гозман полагает, что Навальный поступил правильно, что пошел на дебаты со Стрелковым, хотя и провел их не лучшим образом.
Однако, в демократический электоральный механизм смены существующей власти Гозман не верит. Он уверен, что власть «не сменится в результате выборов».
«Режим сменится либо путем потрясений, о которых мы сегодня немало говорили, либо путем переговоров, так, например, как это было в Польше. – убеждён Гозман. – Когда в Польше генеральный секретарь Ярузельский (Войцех Ярузельский, лидер компартии Польши – «24») начинал переговоры с Валенсой, Лех Валенса (лидер польского демократического движения «Солидарность» – «24» ) не был ни депутатом сейма, ни министром. Однако все понимали, что убить его можно, а остановить нельзя. У меня есть надежда, что в России есть шанс на подобное развитие событий. Тогда к власти могут прийти люди с широкой общественной известностью и с высоким уровнем доверия к себе. И я думаю, что Алексей Навальный, как человек умный, прекрасно понимает, что до выборов его не допустят, и готовит себя именно к этой ситуации».
На вопрос о национальных республиках в составе Российской Федерации и правах национальностей, Гозман в первую очередь сделал оговорку о том, что не является специалистом по межнациональным отношениям и недостаточно информирован о проблемах с национальной культурой, например, в Чувашии. Однако он придерживается мнения, что Россия должна в будущем иметь федеративное устройство, а на данный момент, несмотря на свое название, Российская Федерация является жестко унитарным государством.
Безусловно, субъекты федерации как исторически сложившиеся единицы, должны обладать особыми правами, например, такими, какими обладают штаты в США. Гозман считает разумной и обоснованной модель «ассиметричной» федерации, в которой разные субъекты имеют разные договорные отношения с федеральным центром.
По этой модели существовала Британская империя, а также и Российская империя, в которой статус Малороссии существенно отличался от статуса Финляндии. В то же время такая модель предполагает существование «общеимперских», или общефедеральных законов, безусловно исполняемых на всей территории. Необходимо также исправить «исторические курьезы» на тех территориях, которые имеют статус национальных, в то время как преобладающее большинство населения на этих территориях составляют русские (в качестве примера был использовании Ханты-Мансийский автономных округ).
«И еще одна вещь, которая вам, может быть, сильно не понравится. – заявил Гозман. – Я резко ПРОТИВ прав национальностей, прав народов, потому что народы не имеют субъектности. Я ЗА права человека, потому что они от природы, от Бога… Я могу понять, что такое права государства, потому что государства имеют своих персонификаторов. От имени сегодняшнего Российского государства говорит Владимир Владимирович Путин. Мне это может не нравиться, но по факту он может говорить от лица страны, и он говорит».
По мнению политика, когда речь идёт о правах национальностей, то имеется в виду в первую очередь права человека.
«Это такие же права, как у чувашей, и у представителей других национальностей», - считает политик. - Равенство, право на труд, отсутствие дискриминации и так далее. Это права отдельного человека. Однако кто говорит, например, от лица евреев России? Главный раввин? Он говорит от лица некоторого количества российских евреев, которые ему доверяют, однако точно не от моего имени. Я ему таких полномочий не давал. У евреев, проживающих в России, нет легитимного органа, который может выступать от имени их всех. У российских татар тоже нет такого органа. Президент Татарстана не является президентом татар, он является президентом территории, на которой, кроме татар, проживают и другие национальности. У национальностей нет субъектов. Поэтому от лица национальностей часто начинают говорить разные жулики, присваивающие себе право говорить: «Мы, евреи, …», «Мы, чуваши, …», «Мы, татары, …», но отнюдь не наделенные этим правом от народа».
Выступая за первичность прав человека, Гозман полагает, что большинство функций, связанных с национальной культурой и языком, должны быть переданы в добровольные культурные объединения. Государство должно охранять право национальных меньшинств на сохранение своего языка и обучение на родном языке.
Последний из прозвучавших от чувашской аудитории вопросов рефреном повторил тему лекции: «Есть ли у России шанс?»
- Да, конечно, - серьезно ответил Леонид Гозман.
Чуть ранее из его уст прозвучала рекомендация: «Не опускать рук и не думать, что наладится без тебя»
Леонид Яковлевич Гозман —российский политик, президент Общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил». Бывший сопредседатель партии «Правое дело» (с 2008 по июнь 2011 года). Был одним из членов Федерального политического совета партии «Союз Правых Сил» (с 2001 года), с 2004 года — секретарь по идеологии, с 2005 года — зампредседателя ФПС, с 2008 года был исполняющим обязанности председателя Федерального политсовета СПС. Ранее, с 1993 года — секретарь федерального политсовета партии «Демократический выбор России», с 1999 по 2008 год — член правления, полномочный представитель по работе с органами власти и общественными организациями ОАО «РАО ЕЭС России», с 2008 по 2013 год — директор по гуманитарным проектам ОАО «РОСНАНО». Член общественного совета Российского еврейского конгресса, президент фонда «Перспектива».
Марина Михайлова, специально для «Чебоксары24»
Фото: Юрий Шакеев, Юрий Пичугин
Новости по теме
Популярное
Блоги и соцсети
Здравоохранение
Образование и наука
Происшествия
Строительство
Судебная хроника
Торговля
Транспорт
Цифры
Экономика и бизнес