25.04.2024 18:04

USD

EUR

Чебоксары

«За позицией Гозмана скрывается усталость и разочарование» – мнение

Общество 17:57, 26.07.2017

Неоднозначные слова известного российского политика Леонида Гозмана, побывшего в Чебоксарах на минувшей неделе с лекцией, и заявившего во время дискуссии, что российские народы не имеют своих особенных прав, продолжают волновать умы и сердца общественников и журналистов, причём не только из Чувашии. Вчера по поводу заявлений высказался штатный блогер «24» Михаил Осташков. Сегодня своё особое мнение предлагает журналист из Казани Ильнур Ярхамов.

Ильнур Ярхамов

«Я резко против прав национальностей, прав народов, потому что народы не имеют субъектности», - так считает российский политики Леонид Гозман. В тоже время он отмечает, что видит «права» у отдельного человека и государства. По его словам, наличие права на своё право (да, такой каламбур получается) у государства есть потому, что у нас у нас есть Владимир Путин – «персонификатор».

В тоже время Леонид Гозман отказывает, например, в том, что у татар и евреев есть права, поскольку президент Татарстана – это всего лишь глава республики, где вместе с татарами проживают и русские. Более того, Гозман опускается до откровенного популизма, заявляя, что «от лица национальностей часто начинают говорить разные жулики, присваивающие себе право говорить: «Мы, татары…» или «Мы, евреи…».

Первый упрёк в адрес Леонида Гозмана: раз он с самого начала признался, что не разбирается в межнациональных отношениях, слабо проинформирован в том, что касается национальной культуры в Чувашии, то зачем развивать эту тему? Такая оговорка в духе: «В этой теме я дилетант, но имею право на мнение» очень удобна чтобы защищаться от критиков и вообще избежать дискуссии. Ведь получается, что если я сейчас начну оспаривать мнение Гозмана, приводить аргументацию, поддерживать его ссылками на источники, то это станет бессмысленным.

Леонид Гозман

«Ильнур, зачем ты этим занимаешься? Гозман же сказал, что не разбирается. Смысл спорить с ним?», — могут обратиться мне мои друзья. В тоже время, его идеи могут поднять в качестве знамени сторонники унитарной России – отнюдь не федеративной, которую хочет сам Леонид Гозман. Также слова Гозмана придутся по душе активистам и протагонистам «больших народов», под боком которых находятся малые народности: «Зачем вашему народу права? Вы еще не доросли, тем более вас и так мало».

На самом деле у народа, нации есть право. Сегодня, например, татары представлены в России в виде «Всемирного конгресса татар», «Всемирного форума татарской молодёжи» и «Федеральной национально-культурной автономии». Все эти организации играют заметную роль в общей государственной структуре региональной власти.

Право на общение на родном языке, право на получение государственных услуг на родном языке, право на обучение и преподавание на родном языке, право на передачу и хранение знания на родном языке, право на сохранение свой культуры, традиций, праздников и даже исторических мифов, право на финансирование родной языковой среды за счет государства – всё это вмещается в одно ёмкое понятие «право нации».

Гозман сетует, что не выбирал раввина России. Поэтому раввин не выражает его потребностей, интересов и обязательств. На мой взгляд, Леонид Яковлевич за такими пафосными словами скрывает свои проблемные отношения с российским раввинатом. Какие могут быть претензии у политического деятеля с выражением своих интересов и делегировании их общественным, пусть даже необязательно национальным, институтам? Не нравится этот раввин – организуйте свой раввинат, выберите там устраивающего вас раввина, и пусть он говорит от вашего лица. Менее затратным вариантом будет активизироваться в уже имеющемся раввинате, собрать там своих единомышленников и выдвинуть своего ставленника.

На мой взгляд, за позицией Гозмана – «у национальностей нет права» - скрывается обычная усталость от политической деятельности и разочарование в её осмысленности.

Ильнур Ярхамов, специально для «Чебоксары24»

Фото:  vk.com, zampolit.com, Юрий Шакеев, Юрий Пичугин

Ранее по теме: Легитимные органы чувств Леонида Гозмана: Михаил Осташков о проблеме занятости населения без определенного места занятости