В репертуаре Чебоксарского камерного театра «ЧеховТанго», пожалуй, является наиболее зрелищным и необычным спектаклем. Авторская режиссура Игоря Милосердова легко совмещает вещи, на первый взгляд, совершенно разных культурных пластов - пьесы Чехова и аргентинское танго
«Сдвинутый» мир
В самом начале спектакля условные «рабочие сцены»
устанавливают экран. Спрыгивая со стремянки, они сдвигают его и уходят,
не заметив своей оплошности. Таким слегка «сдвинутым» набок этот экран и просуществует все время спектакля,
символизируя смещение времени и пространства, вхождение героев и зрителя в иное измерение. У психологов есть термин «измененное сознание», у бизнес-тренеров – «поток», у поэтов – «вдохновение».
Именно в этом состоянии люди
способны сдвинуть горы, совершают открытия, пишут стихи и - влюбляются. Именно в таком «сдвинутом» мире существуют герои трех одноактных пьес Чехова – «
Юбилей», «
Предложение» и «
Медведь», решая вечный вопрос
взаимоотношений мужчин и женщин.
«
У мужчин есть вопросы к женщинам, у женщин - вопросы к мужчинам. Несмотря на эти вечные вопросы, есть и вечное притяжение, страсть и любовь. Наш спектакль - об этом», - говорит Игорь Милосердов.
С этой точки зрения, Чехов и танго
не только совместимы, но и великолепно дополняют друг друга.
Танго, танго, танго...
Игорь Милосердов, кажется,
знает о танго всё. В процессе подготовки спектакля режиссером и актерами прослушано и просмотрено
огромное количество музыки и видео.
«
Танго должно было войти в кровь и плоть артистов, так, чтобы его ритм звучал в их головах и определял их движение по сцене даже тогда, когда музыка не звучит», - говорит режиссер.
И все мизансцены спектакля построены в ритме и логике танго, в том числе и те, которые
не сопровождаются музыкальным рядом. При подборе музыки режиссер остановился на
малоизвестных аргентинских мелодиях, открывая зрителю целый пласт музыки танго.
Танец в спектакле ставил известный хореограф – заслуженная артистка России
Елена Лемешевская, танцовщица и хореограф Чувашского театра оперы и балета. Именно она
подсказала идею разместить зеркала там, где в обычном театре на обычном спектакле висит раскрашенный задник. К зеркалам добавились перила – и сцена одновременно
стала танцклассом, породив новые смысловые оттенки и добавив спектаклю особой зрелищности.
Эта зрелищность не могла быть достигнута без блестящей работы художника по свету
Антона Фомина.
«
Антон – лучший художник по свету в нашем городе и республике. Не осветитель, а настоящий художник, мастер. Я очень люблю наблюдать его за работой, когда он "включается" в идею спектакля. И когда я это вижу, я понимаю, что все будет так, как надо». - говорит Игорь Милосердов.
В «ЧеховТанго»
световые решения Антона Фомина, ювелирные в своей точности, подчеркивают каждое движение танца.
Заметим в скобках, что Игорь Милосердов, Елена Лемешевская и Антон Фомин – профессионалы, востребованные и
за пределами нашей республики, приглашаемые на работу в интересных проектах в Москве и других городах страны.
Детали
Кроме общего впечатления красивого действа, которое
происходит на сцене, ценитель театрального искусства разглядит и посмакует остроумные находки. Например, пустая
портретная рамка «выстреливает» на сцене дважды – в первой и в последней новеллах, оба раза она выстраивает мизансцены, заставляя зрителя
улыбаться.
Свисающий микрофон появляется в тот момент, когда герои намерены
провозгласить нечто «программное».
Портрет доктора Чехова на экране задумчиво
выслушивает жалобы на здоровье. Вообще, органичное (а в «ЧеховТанго» еще и ироничное) использование мультимедиа экрана – отдельная
фишка театра. Не случайно на афишах стоит: «ЧЕХОВТАНГО CO.MEDIA»
Интонация Чехова
Актеры в молодой Чебоксарский камерный были отобраны на
очень жестком кастинге.
«
Ребята одаренные, отборные, - отмечает режиссер. –
Каждый из них - яркая индивидуальность. За годы работы они многому научились и продолжают обучаться актёрскому мастерству».
Что особенно ценно в работе артистов Чебоксарского камерного - это их
глубокая увлеченность тем, что они делают, которая позволяет добиться глубокой эмоциональной
вовлечённости зрителя в происходящее на сцене. У них есть командный дух и командный драйв, и в «ЧеховТанго» зритель видит
слаженность работы актёрского ансамбля – в спектакле в целом, и в каждой мизансцене в отдельности.
Будем надеяться, что в новом сезоне «ЧеховТанго»
сохранится в репертуаре театра, чтобы как можно больше чебоксарцев смогли сполна насладиться ироничной и мудрой
интонацией Чехова и страстностью аргентинского танго.
Марина Михайлова, специально для «Чебоксары24»
Фото: Geometria