29.03.2024 18:48

USD

EUR

Чебоксары

«Матильда» здорового человека: «24» побывал на премьере самого ожидаемого фильма года

Культура 15:12, 26.10.2017

В 9 часов утра в кинотеатре «Волжский» было тихо. Никаких религиозных фанатиков с плакатами и бомбами. Зрителей на первый сеанс «Матильды» набралось 12 человек, и, возможно, для первого сеанса буднего дня это рекорд посещаемости

Многим вообще не пришло бы в голову смотреть костюмную мелодраму (у этого жанра не так много поклонников), однако шумиха вокруг фильма сделала свое дело. Кто-то идет из любопытства – посмотреть, что там криминального углядела активная поборница нравственности и депутат ГД Наталья Поклонская, кто-то решил поддержать фильм, запрет проката которого поставил бы под угрозу принцип светского государства. Ну а я по заданию редакции.

Хороша игрой и телом

Кино – искусство синтетическое, и успех фильма складывается из многих составляющих: сценарий (литературная основа), актеры (их профессионализм и убедительность), картинка (оператор, монтаж, спецэффекты), музыка и звукорежиссура (качество звукового ряда мы не всегда замечаем, особенно в переозвученных фильмах, а потому недооцениваем его роль и степень воздействия).

Наталья Поклонская

И если разложить «Матильду» на эти составляющие, то получается весьма интересная картина (сорри за каламбур). Актеры убедительны? Вполне! Гармаш, Миронов, Дапкунайте разве могут быть неубедительны?

Исполнительница главной роли не только хороша телом (показали достаточно, чтобы у нас не осталось сомнений, при этом весьма целомудренно). Хороша она и игрой. А в особенности свежим, незаезженным по сериалам лицом, которое заставляет зрителя воспринимать ее, как весьма аутентичную Кшесинскую. В ее сопернице «гессенской мухе» Аликс ровно столько немецкости, чтобы не испортить достоверность, и ровно столько преданности своему избраннику и его стране, чтобы мы смогли посочувствовать и ей в этом столкновении двух женских характеров.

Между любовью и долгом

Наследник престола Ники, мечущийся между двумя дамами с характером, убедительно бесхарактерен. Ларс Айдингер в роли Николая II не вызывает никакого отторжения, несмотря на обвинения Поклонской в том, что снимался в порнофильмах с несовершеннолетними (вообще столь обширные познания крымской прокурорши в самых разных областях неизменно меня поражают). Рядовой зритель не столь осведомлен, и потому видит на экране симпатичного человека, вынужденного делать нелегкий выбор между долгом и любовью.

Матильда фильмКартинка хороша, однако выверенность и качество картинки на сегодня уже не творчество, а крепкое ремесло. «Поигрался» оператор лишь однажды, показав нам диалог через свисающие стеклянные бусы. Красивая находка. В итоге бусы запомнились, а о чем был диалог – уже не вспомнить. В целом же – слишком много позолоты: на стенах дворцов, на позументах мундиров. Ну а что вы хотели – костюмная мелодрама диктует свои правила.

Неладно скроено и плохо сшито

Однако если говорить о качестве в костюмных мелодрамах – они-таки предполагают четкую историческую привязку, а потому хотя бы иллюзию достоверности. Достоверность же, в свою очередь, требует тщательности, кропотливой работы, которую никто не сделал. К примеру, весь эпизод с балетом «Жемчужина» я внимательно разглядывала платья балерин – в них, видимо, были вшиты китайские светодиодные фонарики – чёрные и белые платья красиво светились, обеспечивая праздничную иллюминацию и создавая яркую картинку. Однако настоящие платья балерин в балете «Жемчужина» наверняка были расшиты жемчугом. Картинка была другой – но она была настоящей, как тот жемчуг, поскольку искусственного тогда, ясное дело, не было. Это как раскрасить историческую фотографию флуоресцентными фломастерами.

Матильда фильмПроблемы с картинкой возникли как производная от проблем сценария. Неладно скроено и плохо сшито. Несколько первых эпизодов производят впечатление лоскутков на одеяле – вроде как надо сделать завязку сюжета, донести до зрителя основные вводные, чтобы потом был понятен сюжет и конфликт, да не получается сделать это гладко. Разрезаем на кусочки и ляпаем один за другим.

Сценарий вообще странный, мягко говоря. Зачем понадобился в сюжете немецкий доктор-шарлатан на мотоциклете, маньяк в исполнении Данилы Козловского, сцена крушения поезда, плавание в автомобиле на мини-пароме (очень красивая картинка, кстати!), который затем накануне коронации поджигают тогдашние «спецслужбы» по охране «спокойствия» с целью устранения Кшесинской, которые потом зачем-то спасают Кшесинскую, которая каким-то образом сбегает от них и все-таки попадает на коронацию.

«Мама, я хочу домой»

Паром они облили бензином в огромном количестве, и обливали из чего-то до странности похожего на канистры, и я уже ждала в кадре зажигалки, но потом вспомнила, что уж у спецслужб, хоть бы и в начале XX века, должно было быть этого бензина (или керосина) в достаточном количестве.

Очевидно, что создатели фильма хотели создать аллюзии к будущим кровавым событиям царствования Николая, но аллюзии получились уж слишком заштампованными: кровь из вены, кровь на пуантах, кровь на лбу будущей императрицы.

Матильда фильмВот все это вместе так и осталось бы дешевым балаганом, если бы не одно слово, которое сценаристы никак не смогли бы выкинуть из своей песни. Ходынка. И тут я благодарна Учителю сразу за несколько вещей.

Первое, что не выкинули, показали трагедию, внятно дали контекст, назвали цифры погибших. Второе, что не ушли в натурализм и пощадили нервы зрителей. Правда, когда показали толпу, радостно идущую к Ходынскому полю, и в ней рядом с матерью фигурку крестьянского мальчика – светлые волосы в кружок, холщёвая одёжка и лапоточки, стало неуютно от мысли, что мальчика мы еще увидим, ибо по закону жанра все ружья должны стрелять. Мальчика действительно показали: идущим за телегой с телом матери со словами «Мама, я хочу домой!» Это третье, за что спасибо, ибо я ожидала худшего.

Фильм мог бы быть совсем другим

Если убрать всю экшн-мишуру с позолотой, то останется очень прозрачный и очень сложный сюжет. Есть человек, волею судьбы облеченный властью над огромной страной, и обделенный при этом главными вещами, необходимыми, чтобы управлять: ни воли, ни характера, ни способностей. Ему дается шанс избежать непосильной ноши, но этот шанс он не использует – именно в силу той же самой безвольности. И для него, и для страны это имело катастрофические последствия. И Ходынка - достаточно кровавый предвестник грядущих кровавых событий.

Это только с виду любовный треугольник. А вообще-то историческая развилка. Если свернуть в сослагательную сторону: если бы Никки сбежал из дворца с Матильдой, как выглядело бы прошлое столетие?

Без Ходынки, возможно, без русско-японской войны и революции 1905 года? И может даже без Первой мировой? И без революции 1917?

Марина Михайлова, специально для «Чебоксары24»

Фото: healtherbal.ru, rutwi.ru, smotretonlinehd.com