29.03.2024 12:14

USD

EUR

Чебоксары

Заседание не состоится: шеф-редактор портала «Чебоксары 24» о посмертном политическом портрете Михаила Игнатьева

Политика 19:14, 19.06.2020

Казалось, да что там – до сих пор кажется, что всё это какой-то нелепый слух, который вот-вот должен рассеяться. Ну не мог Михаил Васильевич уйти, не разыграв свой последний политический спектакль в Верховном суде России, не мог

Известный чувашский общественный деятель Юрий Шакеев подкинул вчера в комментариях на моей странице любопытную мысль, мол, суд допускает замену одной стороны правопреемником в некоторых исключительных случаях, поэтому процесс «Игнатьев vs. Путин» отменять ещё рано. Что ж, случай Михаила Васильевича Игнатьева действительно исключительный.

Электрик четвёртого разряда

Будущий президент Чувашии появился на свет 8 января 1962 года в Малых Торханах Чебоксарского района. Его отец, бывший уполномоченным Министерства внешней торговли, умер, когда мальчику исполнилось 12 лет. Игнатьев закончил среднюю школу в деревне Яныши и поступил чебоксарский энергетический техникум, который покинул в 1981 году с дипломом специалиста электрических систем и сетей.

Михаил Васильевич второй слева в среднем ряду/фото из Instagram Михаила Игнатьева

Дальнейшая карьера Михаила Васильевича строилась следующим образом: работа по специальности на «Химпроме» в качестве электромонтёра четвертого разряда по ремонту оборудования в хлорном цехе; потом – сразу после службы в рядах советской армии – начало трудовой деятельности в колхозе «Прогресс», который Игнатьев в начале девяностых преобразует в закрытое акционерное общество.

Одновременно бывший электрик, получивший в 1990-м году диплом Чувашского сельскохозяйственного института по специальности «Агрономия», станет депутатом Чебоксарского районного Совета народных депутатов. Не ахти какое место для регионального политика в эпоху бурлящих девяностых, однако Игнатьева депутатское кресло подбросило в республиканский Кабмин. В 1996 году, то есть спустя два года после своего депутатства, Михаил Васильевич становится замминистра сельского хозяйства Чувашской республики.

Ещё через три года он вернётся в чебоксарский район, но уже в качестве главы местного самоуправления. Ещё через три года тогдашний чувашский президент Николай Фёдоров возвратит будущего своего сменщика в министерство сельского хозяйства, предложив возглавить ведомство.

Президент Чувашии

Политические пристрастия Михаила Васильевича заслуживают отдельного внимания. Осенью 2003 года он выдвигается в Государственную Думу по федеральному списку «Аграрной партии России». Однако на выборах 7 декабря 2003 года аграриям не удаётся преодолеть 5-проценный барьер, и разочаровавшийся в социалистах Игнатьев переходит в «Единую Россию».

Одновременно он становится вице-премьером республиканского правительства, курирующим сельскохозяйственный блок. Это была последняя ступень на пути к президентству. Летом 2010 года Кремль отказался продлевать контракт с Николаем Фёдоровым и предложил Госсовету Чувашии кандидатуру Михаила Васильевича Игнатьева, которую парламент полностью поддержал на внеочередной сессии 28 июля того же 2010 года.

О правлении Михаила Игнатьева надо писать отдельную книгу, и я уверен, что таковая рано или поздно обязательно появится. У меня же задача поскромнее: попытаться ответить на бендеровский вопрос был ли покойный нравственным человеком? В политическом смысле слова, разумеется.

С моей точки зрения Михаил Игнатьев очень хотел был политически нравственным человеком, и весьма талантливо отыгрывал роль «простого человека у власти», своего для сотен тысяч земляков, никогда не ощущавших особенного достатка. Вёл он себя довольно скромно по меркам среднего российского чиновника, наделённого губернаторскими полномочиями. Поверьте, тот же Volkswagen «Phaeton» или квартира премиум-класса стоимостью свыше 10 млн рублей для очень многих коллег Михаила Васильевича повод от души и искренне посмеяться.

«Он всегда говорил про другое…»

Как политик Михаил Васильевич также выглядел весьма бледно на фоне политических зубров из соседних регионов – того же Татарстана, например. В людях он, судя по всему, разбирался плохо, поэтому регулярно обрастал проходимцами и мошенниками (не будем называть имён, ага); своей команды создать не сумел, на политические вызовы реагировал неумело – достаточно вспомнить историю с заявлением в полицию на профессионального политического провокатора Юрия Сидорова (тональность письма звучала вполне определённо – «сделайте же что-нибудь»).

Игнатьев как герой песни Высоцкого «молчал невпопад и не в такт подпевал, он всегда говорил про другое». Однако люди привыкли и к политическим загогулинам Михаила Игнатьева, и даже перестали обращать на них внимание, мол, человек всего лишь ведёт себя естественно, никого не стесняется, «а ты попробуй также на его месте», и т.д. Этот политический наив в итоге сыграл с Михаилом Васильевич весьма дурную шутку.

Михаил Васильевич всегда хотел быть ближе к народу, что от народа его только отдаляло/фото из Instagram Михаила Игнатьева

Реально спасти Игнатьева могло только одно – уход от власти сразу после истории с инфарктом в июле прошлого года, когда Игнатьев был госпитализирован в Мариинскую больницу Питера прямиком с деловой встречи на питерском экономическом форуме. Я полагаю, что в Кремле не стали бы возражать против отставки по состоянию здоровья. Слишком длинный шлейф «скандалов и разоблачений» тянулся за Игнатьевым. Одни только китайцы чего стоят.

Но Игнатьеву похоже было уже всё равно, как к нему относятся. Он всеми руками и ногам готов был отстаивать свою власть. Неожиданно оживилась игнатьевская пресс-служба. Инстаграмная летопись запестрела иллюстрациями: встречи, рукопожатия, совещания, мудрые улыбки, общение с народом, поездки в Москву к министру промышленности и торговли Денису Мантурову, и опять встречи, встречи, встречи. Вечный сельскохозяйственный министр на наших глазах преобразовывался в деятельного политика «с принципами».

Михаил Васильевич за две недели до своей отставки/фото из Instagram Михаила Игнатьева

15 января 2020 года Михаил Васильевич опубликовал фото в своём рабочем кабинете со всеми имеющимся там атрибутами власти – флагами, гербом, и телефоном «с вертушкой». А через две недели президент Владимир Путин снял его в связи с утратой доверия. Похоже Владимир Владимирович был последним, кто утратил доверие к Михаилу Васильевичу, как к национальному вождю Чувашии. В этом смысле Игнатьеву грех было жаловаться на федеральное руководство. Но он всё же рискнул…

«Это от меня зависит…»

Я планировал написать несколько строк сразу после того, как стало известно об иске бывшего главы Чувашии к Владимиру Владимировичу Путину. Но истец оказался в больнице в тяжёлом состоянии, и все свои идеи на счёт процесса я отложил до того дня, когда Игнатьеву станет лучше. Но лучше, к сожалению, не стало. И что бы там не говорил общественник Шакеев о правопреемственности на процессе, без Михаила Васильевича Игнатьева это уже будет не тот процесс. Заседание не состоится. А раз так, то позвольте в завершении этого текста кратко изложить те мысли, которые я приберегал для отдельного материала.

Я полагаю, что обращение в суд было для Михаила Игнатьева не столько шансом выбить из Москвы какие-то социальные ништяки в свой персональный адрес, сколько возможностью публично донести свою позицию до федерального центра, делавшегося слепоглухонемым ко всяким попыткам оправдаться и уж тем более настоять. Суд, к которому будет приковано внимание федеральных СМИ, предоставлял Игнатьеву для этого превосходную трибуну. Его должны будут услышать те, кто принял решение о его кадровой судьбе.

Кроме того, процесс против российского президента пусть на мгновение, но всё же делал уволенного отовсюду Михаила Васильевича ровней САМОМУ! Игнатьев как бы подводил черту под всей своей политической карьерой. Он добился своего, его наконец стали слушать. Он научился отвечать ударом на ударом, не опасаясь последствий. А может быть Михаил Васильевич всё же что-то знал о своей ближайшей судьбе и просто хотел посильнее хлопнуть дверью?

Предлагаю на этот вопрос ответить самому Михаилу Васильевичу. Я публикую видео Юрия Шакеева, сделанное им в фойе спорткомплекса «Чебоксары-арена» 28 февраля 2020 года. Михаил Игнатьев через месяц после отставки и за четыре месяца до своей смерти. Послушайте. А у меня всё.

Глеб Постнов, шеф-редактор портала «Чебоксары 24»