Общество 17:10, 28.10.2017
Две трети текста – это экскурс в историю Чувашии «с древнейших времён», сопровождаемый ироничными замечаниями автора Мирона Григорьева по поводу фантазии «местных историков» («Вы знали, к примеру, что чуваши – это потомки древних шумеров?») Затем следует история присоединения чувашских земель к России в 1551 году («Перейдя под крыло Русского царства, они получили значительные налоговые послабления и спаслись от тирании ханства») и связанной с этим христианизации края.
Автор текста на сайте «СиП» пишет, что никаких исторических противоречий и уж тем более вражды между русскими и чувашами никогда не было, скорее напротив: русско-чувашские отношения «с самого начала были исключительно добрососедскими, если не считать того, как писал этнограф Г. И. Комиссаров, что русские вели себя к местным высокомерно, а чуваши считали русских ленивыми и неаккуратными».
Далее автор описывает революционные события, которые разбудили чувашский национализм «под влиянием соседних татар и других тюркских народов», подбивавших на создание единого государства «для тюрков Поволжья», и сообщает в общем довольно интересные факты о попытках создания на территории Чувашии отдельной национальной республики, «объединяющей в себе все районы их (чувашей) проживания».
«В их среде выделилось две группы — желающие реальной независимости и те, кто хотел бы жить в составе России на правах автономии. Большевики со временем выделили им отдельную АССР, причем коммунисты по давней дружбанародной традиции добавили к ней еще несколько населенных русскими волостей, чтоб хоть как-то разбавить моноэтничность созданного субъекта», - пишет автор статьи.
«Чуваши все равно остались недовольны, так как в республику не вошли многие районы, где их соплеменники тоже компактно проживают. Они предлагали Москве увеличить их территорию почти в два раза: присоединить районы Нижегородской губернии, Татарии, Симбирской губернии (включая Симбирск как планируемый центр будущей республики) и Самарской губернии. Однако данный проект, представленный во ВЦИК РСФСР, был отклонен», - продолжает Мирон Григорьев.
Чувашская современность рассматривается автором с 1989 года, когда собрался «второй Всечувашский съезд» и «среди делегатов возникло такое же разделение, как и во времена революционных событий начала XX века», до нынешних дней. По словам Мирона Григорьева, русофобия в Чувашии в 90-е годы достигла таких масштабов, что «после начала Первой чеченской войны многие представители чувашской интеллигенции тогда открыто поддержали чеченцев». «В 1995 году в мятежную Чечню для встречи с Д. Дудаевым выехала группа чувашских депутатов, о чем с воодушевлением рассказывали местные СМИ. Радикалы, в свою очередь, проводили многочисленные митинги в поддержку чеченцев и писали письма Ельцину с требованием прекратить войну», - пишет Григорьев.
Ныне, по его мнению, призрак русофобии продолжает бродить по Чувашии. Сейчас его якобы загнали в подполье, однако, как утверждает Мирон Григорьев, в случае ослабления федерального центра «сепаратисты вылезут на свет как грибы после дождя», для чего в республике якобы есть «все предпосылки». «И национальные, и религиозные, и лингвистические», - резюмирует Мирон.
И сразу добавляет, что «многие молодые люди, особенно проживающие в городах либо выезжающие в другие регионы, стесняются своего происхождения, идентичности и легко записываются в славяне, никто не хочет использовать тюркский язык в повседневном общении». А все «потуги чувашских активистов, часто поддерживаемые другими тюркскими странами, ни к чему не приведут, так как процесс добровольной русификации уже необратим».
Текст взвыл на сайте более или менее оживлённые дебаты. На момент публикации этого текста статьёй на СиПе поделились 127 раз.
Фото: «24»
Популярное
Блоги и соцсети
Здравоохранение
Образование и наука
Происшествия
Строительство
Судебная хроника
Торговля
Транспорт
Цифры
Экономика и бизнес